В пятницу 25 октября в Сумской городской галерее было многолюдно и шумно.  Поводом для собрания стало открытие выставки  фотохудожницы Елены Алмазовой.

Выступая на  открытии, один из корифеев сумской фотографии, Евгений Шипицын сказал, что этого автора по уровню мастерства и профессионализма уже можно назвать мэтром. Елена же в ответной речи скромно заметила,  что считает себя ещё начинающим фотохудожником. Таким образом, по известному выражению  популярного сумского политика, у нас возникла коллизия. Рассказ о выставке хотелось бы начать с рассуждений, на наш взгляд,  разрешающих эту проблему.

Люди, как мы знаем,  всегда делятся на две категории. Любая группа людей в любой ситуации, при любом раскладе может быть поделена на две категории.  Люди искусства тоже. Первая – самая простая, счастливая и самодовольная категория: те, для кого собственный талант уже в радость. Окончательную и бесповоротную. Они счастливо делятся с миром приносимыми им плодами и не очень-то задумываются: зачем это,  откуда? Даётся – и ладно. А вторая категория – те, кто свой дар рассматривает, прежде всего, как инструмент  для познания себя и сP1150688%D0%B0.JPG Елена Алмазова. Начинающий мэтрвоего места в мире. Тут намного меньше счастья, но именно такие люди двигают искусство вперёд.

Елена Алмазова, несомненно, относится ко второй категории. С её очевидным мастерством и профессионализмом можно было бы спокойно «лабать» за деньги портреты богатеньких  «буратин» и среди них же пользоваться славой элитарного  гения. Однако Алмазову влечёт иной путь. И  в этом –  корни привлекательности её творчества. Она как бы всё время пытается сама себя тащить за волосы – всё выше и выше. И берёт  всё  более и более высокие ноты  там,  где другие предпочитают оставаться в  уютных пределах своего творческого  диапазона.  Именно поэтому она  всегда «начинающий» автор, хотя и несомненный мэтр.

Выставка является наглядной иллюстрацией этих экспериментов. Тут всё спорно и негламурно.  Автор фактически сразу начинает задираться со зрителем. Серия фоторабот с закрытыми лицами и окнами воспринимается, как очевидный намёк на закрытость душ  (глаза – окна души). А диптих на входе,  где  дама с плечиками – о том, что только раздевшись, то есть сбросив условности социума, можно обрести свободу. И, конечно, центральное панно из автопортретов женского лица на фоне мужского тела – очевидная эротика. С вызовом  и эпатажем.  При этом,  повторюсь,  все сделано на высочайшем уровне мастерства.

P1150693%D0%B0 Елена Алмазова. Начинающий мэтрУ бардов есть такой неформальный термин – «бабизм-ягизм».  Это когда дама  слишком сексуально и яростно поёт о любви,  так что аж ощущается запах тела, против которого мы, разумеется, ничего не имеем в жизни, но считаем едва ли уместным в искусстве. Так вот, у Елены Алмазовой как раз ни одного захода на  сторону «бабизма-ягизма» нет. Во-первых, её персонажи бесплотны. У неё вообще много призраков на фотографиях. А призрак – это же бестелесная  и неприкаянная душа. А во-вторых, автору никогда не изменяет вкус, и она всегда останавливается за миллиметр от пропасти.

Кроме того, такое вот публичное  раздевание души  – это ещё и закалка. Лично я обожаю нахальных комментаторов своих текстов. Я уже говорил, что они развивают во мне смирение и усмиряют гордыню. Но для того, чтобы пускаться на такие рисковые эксперименты, надо, чтобы твой внутренний мир  представлял собой живой лес, где на месте  отживших убеждений и идеалов тут же вырастают новые, созвучные времени. И не дай Бог играть в такие игры,  если твой внутренний мир похож на хрустальный город. Помните, у  Бориса Гребенщикова:  «Геометрия лома в хрустальных пространствах»…

Есть, правда, ещё один вариант – люди с бронетанковым внутренним миром. Но они – отдельная (и точно не наша)  тема.

Развивая мысль  о  закалке души, надо сказать, что автор каким-то удивительным образом при всём своем внешнем эпатаже умеет соP1150661 Елена Алмазова. Начинающий мэтрбирать вокруг себя людей и дружить их с собой.   Подобную  выставку, приди на неё враги, ханжи и снобы, просто засвистали бы.  А тут с самого начала царила любовь  и царствовало восхищение.

Автор назвала  выставку «Камикадзе». Камикадзе становится таковым в момент, когда начинает движение,  направляя  пилотируемый им снаряд на цель. Думаю, что в данном случае целью является собственная душа. Выставка построена на движении – оно почти в каждой фотографии. Некоторые серии работ намеренно подчёркивают незначимость отдельного  мига в  сравнении со значимостью их  ряда – как  в дожде, где каждая капля,  складываясь с остальными, переходит в новое качество,  переставая быть каплей и становясь дождём.

Когда  на всё это смотришь – начинаешь со старта интенсивно думать, фантазировать, спорить. Многие фотографы приглашают своими работами пофилософствовать. Но у Елены Алмазовой это приглашение получается таким радушными и искренним, что включаешься практически без усилий в преодоление инерции  мысли. Тут отсутствует момент непонимающего вглядывания, что есть,  несомненно, результатом мастерства фотографа. Начав своё общение  с работой, вскоре понимаешь, что всё просто и ясно только на первый взгляд. А дальше ты оказываешься в своём (а не авторском)  мире и там начинаешь свои индивидуальные разборки с собой.

P1150730 Елена Алмазова. Начинающий мэтрВ этой связи  ещё одна замечательная  мысль из выступления Евгения Шипицына. Это библейская цитата. Бог говорит  через пророка Исаию: «Мои мысли – не ваши мысли. Мои пути – не ваши пути».  В данном контексте путь творца – это его путь. А то, что мы видим и воображаем  себе на  тему его творчества, – это наши пути и мысли.  Задача же автора – просто  (хотя это – ах, как сложно!) отправить  зрителя в путь.

Считаем (всей редакцией) посещение выставки событием, а её саму   – удачным экспериментом и, честно говоря, не очень завидуем следующему фотохудожнику, экспозиция которого появится  в этом месте. Обычное профессиональное «хорошо»  теперь, в сравнении, будет выглядеть скучно